С февраля 2014 года все новые вопросы можно отправить на новом специализированном ресурсе Здесь, помимо ставших уже привычными тем, вы сможете получить квалифицированные консультации специалистов и по другим вопросам, таким как права людей с ограниченными возможностями, призывников и военнослужащих, задержанных полицией и заключенных...
К вашим услугам Социальная консультация по вопросам прав человека
Обжалование
Вопросы оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц; обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
Возможно ли возмещение вреда беженцу, право которого нарушено должностным лицом?
Горгадзе А. Д. Самара
Статьей 10 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I “О беженцах” определены гарантии прав лица, ходатайствующего о признании беженцем или признанного беженцем. В числе таких гарантий право на обжалование решения и действия (бездействия), которыми нарушены права беженца либо лица, ходатайствующего о признании беженцем.
В соответствии со статьей 19 указанного закона виновные в нарушении настоящего Федерального закона должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, а также граждане Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из способов защиты нарушенных гражданских прав, в том числе прав беженцев, является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Напомним, что право на обращение в суд или в вышестоящий орган для признания недействительными (обжалования) решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением закона, предоставлено лицам, чьи права и интересы были нарушены, на основании статьи 10.
В случае признания судом акта (решения) органа государственной власти или местного самоуправления недействительным суд принимает решение о восстановлении нарушенного права, а когда это необходимо - о возмещении в пользу беженца убытков, взыскании неустойки, компенсации его морального вреда и т.п.
Данная норма является специальной по сравнению с положениями статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, которая содержит общие положения об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
В случае причинения вреда беженцу должностным лицом органа государственной власти Российской Федерации, органа власти субъектов РФ, органа местного самоуправления, вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если иное не предусмотрено законодательством, т.е. органы Федерального казначейства РФ или финансовые органы, определенные органами местного самоуправления.
Организации различных форм собственности (частной, муниципальной, государственной), в том числе учреждения мест временного пребывания, а также граждане РФ также несут ответственность за допущенные нарушения.
В какой срок должно быть рассмотрено письменное обращение гражданина, направленное в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии? Какой закон должен быть применен?
Черезов Михаил Леонидович Воронеж
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 16 августа 2011 г. N 395 (далее - Регламент). В соответствии с п.п. 138, 139 Регламента при обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать тридцати дней с момента регистрации такого обращения, и в исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки, направлении Росреестром запроса о представлении документов и материалов) этот срок может быть продлен не более чем на тридцать дней.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее — Закон N 210-ФЗ), в части 10 статьи 11.2 которого указано, что его положения не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Следовательно, подлежит применению Закон N 210-ФЗ, в силу части 6 статьи 11.2 которого, жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Данный вопрос был предметом рассмотрения Верховным Судом РФ. Решением от 22 апреля 2013 г. N АКПИ13-211 пункты Регламента 138, 139 признаны недействующими.
Можно ли через иск в суд решить вопрос о переносе места в очереди на получение фед.субсидии на приобретение жилья уч. ВОВ, т.к. в 2010г. было отказано в постановке на учет, а в 2013г. поставили на очередь в конец, хотя условия не изменились (причина отказа была- отсутствие туалета и водоснабжения не является основанием для принятия на учет).
Шаманина Татьяна Ивановна Вязники, Владимирской области
Если государственный орган либо орган местного самоуправления, в который Вы обратились, должностное лицо таких органов приняло решение, которое, по Вашему мнению, нарушает Ваши права или законные интересы, Вы вправе оспаривать такое решение, действие (бездействие). В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Можно ли привлечь меня к административной ответственности по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, если у меня есть только разрешение на временное проживание, если можно, то на каком основании?
Манукян Карен Мушегович Владивосток
Частью первой статьи 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Наличие или отсутствие разрешения на временное проживание не имеет значения при рассмотрении вопроса о привлечении водителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное часть первой статьи 12.7 КоАП РФ.
Суд вынес постановление о выдворении гражданина за пределы РФ без учета обстоятельств, на которые ссылался иностранный гражданин, защищая свои права, в том числе на наличие супруги и детей, являющихся гражданами РФ. Можно ли рассчитывать на отмену такого решения вышестоящим судом?
Авшвлумов Эдуард Новошахтинск
Поскольку выдворение предусмотрено в ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в качестве дополнительного наказания, необходимость и обоснованность его применения во всех случаях должна быть мотивирована судьей в постановлении. На основании ч.2 ст.4.2 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Статья 26.1 КоАП РФ устанавливает необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с Постановлением Верховного суда РФ № 32-АДО5-3 назначение административного наказания в виде выдворения за пределы РФ возможно только в том случае, если соблюден справедливый баланс публичных и частных интересов. Суд должен был предпринять меры к получению и исследованию данных, позволяющих оценить необходимость назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в качестве единственной меры в целях достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Кроме того, суд должен был применить статью 8 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», регламентирующую принцип единства семьи, и запрещающую государству вмешательство в осуществление частной и семейной жизни.
Такая мера, как выдворение из страны, является крайней и представляет особое вмешательство государственных органов в осуществление права на уважение семейной жизни, гарантированного пунктом 1 статьи 8 Конвенции. В связи с этим принятие решения о выдворении должно соответствовать требованиям пункта 2 статьи 8 Конвенции, то есть должно быть предусмотрено законом, направлено на достижение одной или нескольких правомерных целей, которые перечислены в данной статье Конвенции и быть «необходимым в демократическом обществе» для реализации этих целей. Преследуемые государственными органами правомерные цели должны быть сопоставлены со степенью серьезности вмешательства в право граждан на уважение их семейной жизни.
Если при рассмотрении административного дела судом не исследованы обстоятельства, требующие внимания, им не дана оценка, то жалоба в вышестоящий суд на постановление суда о выдворении может быть удовлетворена.
Можно ли обжаловать решения миграционной службы об отказе в признании беженцем в вышестоящий орган — ФМС России или возможно обжаловать только в суд? Как это правильно сделать?
Аргашоков В. Г. Хабаровск
После получения уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо об утрате или о лишении статуса беженца иностранный гражданин вправе обжаловать решение территориального органа ФМС России в установленном порядке в суд или в ФМС России.
Срок подачи жалобы не должен превышать:
один месяц со дня получения иностранным гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если иностранным гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме;
три месяца со дня, когда иностранному гражданину стало известно об отказе в признании беженцем.
Гражданин вправе направить жалобу в ФМС России или обратиться с жалобой лично. В письменном обращении необходимо указать наименование органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения. Обязательно изложить суть жалобы, поставить личную подпись и дату.
Дополнительно в жалобе могут быть указаны наименование органа, должность, фамилия, имя, отчество сотрудника (при наличии информации), решение которого обжалуется; суть обжалуемого решения; обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации жалобы. В исключительных случаях, а также в случае необходимости получения из территориального органа ФМС России, решение или действия (бездействие) которого обжалуется, других государственных органов, органов местного самоуправления и от должностных лиц документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалобы, руководитель или лицо, исполняющее его обязанности, уполномоченного структурного подразделения ФМС России вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя.
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным должностным лицом ФМС России принимается решение об удовлетворении требований заявителя или об отказе в удовлетворении жалобы.
Копия решения направляется в течение трех рабочих дней в территориальный орган ФМС России, вынесший обжалуемое решение, и иностранному гражданину.
Мной была выдана моему представителю доверенность на продажу квартиры (а не части квартиры!) за цену и на условиях по своему усмотрению. Представитель продал своему сыну половину квартиры (а не квартиру!), составил 01.11.10г. договор купли-продажи на половину квартиры, акт передачи на половину квартиры и зарегистрировал сделку в Госреестре. По моему мнению, представитель, действовал в своих интересах, а не в интересах доверителя и не на условиях доверенности. Если обращаться в суд с ходатайством о признании сделки недействительной по причине превышения представителем своих полномочий, то такую сделку признают оспоримой, а срок исковой давности по оспоримым сделкам один год – т. е. срок пропущен. Можно ли как-то доказать, что данная сделка ничтожна (то есть такая, которая не соответствует закону и на которую срок давности считается равным трём годам) и расторгнуть в настоящее время договор купли продажи? Если да, то каким образом это сделать? Благодарю. С уважением.
Семняк Александр Юрьевич Брянск
Из описания вопроса следует, что доверенностью Вы уполномочили своего представителя продать квартиру за цену и на условиях по своему усмотрению. По нашему мнению, при таких обстоятельствах будет сложно признать сделку недействительной по причине превышения представителем своих полномочий.
Ваш вопрос о переквалификации сделки из оспоримой в ничтожную требует индивидуального и детального изучения. В связи с этим рекомендуем Вам прибегнуть к помощи специалистов — адвокатов.
Какое решение может быть принято по результатам рассмотрения жалобы, поданной лицом без гражданства на действия должностных лиц при продлении срока действия визы? Каковы сроки рассмотрения и возможно ли приостановление рассмотрения жалобы?
Амоян Самвел Григорьевич, Гуково, Ростовская область
В соответствии с п. 50 Административного регламента Федеральной службы безопасности РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСБ РФ от 08.11.2012 г. N 563 (далее — Административный Регламент), поступившая жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных должностным лицом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 52 Административного регламента, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Следует помнить, что решение пограничного органа по жалобе на решения, действия (бездействие) пограничного органа или его должностного лица также может быть обжаловано.
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявители могут получить при личном обращении (по телефону) в пограничные органы, а также посредством использования информации, размещенной на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет и Едином портале.
Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Каков досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений органа ПФР при рассмотрении заявления о распоряжении средствами материнского капитала?
Жандарева Ольга Николаевна Волгодонск
В соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2012 г. N 346н) заявитель вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) территориальных органов ПФР их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба). Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: нарушение срока регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги; нарушение срока предоставления государственной услуги; требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации; отказ территориального органа ПФР предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме, в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР.
Жалобы на решения, принятые руководителем территориального органа ПФР, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу.
В досудебном (внесудебном) порядке заявитель имеет право обратиться с жалобой в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде:
а) в ПФР - на решение и действие (бездействие) должностного лица ПФР;
б) в ПФР - на решение и действие (бездействие) территориального органа ПФР, его должностного лица;
в) руководителю территориального органа ПФР - на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.
У сына показал положительный анализ на ВИЧ, не сделав повторного анализа, ему приходит решение о нежелательности пребывания в РФ, сейчас он не может приехать из Казахстана к матери. Сын - русский и все родственники уже переехали по программе переселения. Что делать, ему нужно уезжать из Казахстана - там продано жилье, нет родственников.
Боброва Ирина Васильевна Тамбовская область, Первомайский район
В силу ст.7 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Такие же основания есть для отказа предоставления вида на жительство. Получить гражданство РФ минуя получение разрешения на временное проживание, вида на жительство не представляется возможным. Дополнительно сообщаем, что вопрос отказа предоставить вид на жительство по причине наличия у заявителя ВИЧ был предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Это постановление по делу "Киютин против России" (Kiyutin v. Russia), в котором российские власти были признаны ответственными за необоснованное вмешательство в семейную жизнь и дискриминационное обращение в связи с отказом заявителю - гражданину Узбекистана, женатому на гражданке России и имеющему с ней общую дочь, - предоставить ему разрешение на временное проживание по причине наличия у него ВИЧ-инфекции. Для разрешения вашего вопроса, рекомендуем обратиться в индивидуальном порядке на консультацию к юристу, адвокату по месту жительства. Дистанционная работа в данном случае невозможна.
Является ли срок подачи жалобы на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона о беженцах - один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме, пресекательным?
Ибрагимов В. А.
Федеральный закон "О беженцах" (далее — Закон о беженцах) , устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Закон о беженцах, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца, предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12 Закона о беженцах).
По смыслу названных положений Закона о беженцах , иностранные граждане и лица без гражданства, которые обращаются с соответствующими заявлениями и ходатайствами, рассматриваются как лица, находящиеся на территории чужого им государства в сложной жизненной ситуации, вызванной особыми причинами. Этим продиктована необходимость оперативного устранения неопределенности в их правовом статусе, с тем чтобы, с одной стороны, были эффективно защищены права данных лиц, а с другой - соблюдались интересы Российской Федерации в надлежащем миграционном контроле.
Исходя из этого, пунктом 3 статьи 10 Закона о беженцах установлен специальный месячный срок обжалования решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением Закона о беженцах. При этом, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 1620-О-О, предусмотренный срок не является пресекательным, поскольку вопрос о том, имелись ли уважительные причины пропуска данного срока, подлежит исследованию судом.
Могу ли я обжаловать решение суда, отказавшему мне в установлении юридического факта моего проживания на 6.02.1992г, из-за того, что закон от 28 ноября 1991г утратил силу, в течении какого времени я могу обжаловать, сейчас прошло уже 2 месяца. Я не мог обжаловать сразу, так как у меня кончался срок временной регистрации и я вынужден покинуть Российскую Федерацию.
Коршунов Андрей Иванович Сергиев Посад
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ныне действующий Федеральный закон базируется на положениях прежнего закона о гражданстве РФ (от 28 ноября 1991 года) и является его правопреемником, поэтому в нем заложен порядок определения гражданства РФ. А определить наличие у лица российского гражданства невозможно без изучения обстоятельств его жизни (даты и места рождения, проживания, и т.д.) и без применения норм законодательства, действовавшего на момент изучаемых фактов.
Закрепленные в части 7 статьи 4 закона положения можно назвать принципом преемственности гражданства, поскольку при определении наличия у лица российского гражданства в настоящем или в прошлом следует применять законодательные акты СССР, РСФСР, РФ и международные договоры России и СССР, которые действовали на момент, с которым связывается обладание лица соответствующим гражданством. В прежнем Законе 1991 года гражданство РФ признавалось в соответствии со статьей 13 по факту принадлежности к гражданству бывшего СССР и постоянному проживанию на территории РФ на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992г.); а состоявшими в гражданстве РФ по рождению считались лица, родившиеся до 12 декабря 1922г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ.
Таким образом, если отказ в удовлетворении заявления об установлении юридического факта постоянного проживания на территории РФ основан лишь на том, что закон от 28.11.1991г. утратил силу, то такое решение суда имеет смысл обжаловать в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 321 Гражданского процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вам следует подать в суд заявление о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы с указанием причин пропуска срока. Если причины пропуска срока будут признаны судом уважительными, то срок для подачи жалобы будет восстановлен.
В виде на жительство добавили отчество, хотя в загранпаспорте его нет. При подаче документов на гражданство заставили выписать новый вид на жительство. Ещё раз заплатил госпошлину 2000 рублей. Получил без отчества. Правомочно ли это - оплачивать два раза госпошлину?
Живолуп Анатолий Геленджик
За выдачу или продление срока действия вида на жительство взимается государственная пошлина. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за выдачей вида на жительство плательщик (физическое лицо) уплачивает государственную пошлину до выдачи вида на жительство. В том случае, если ошибочное написание ФИО имело место по вине сотрудников миграционных органов, и в заявление о выдаче вида на жительство вы не указывали отчества, то рекомендуем обратиться в суд либо в вышестоящий миграционный орган с жалобой на незаконные действия сотрудников.
Куда можно обжаловать действия миграционных органов, связанные с исполнением законодательства о беженцах?
Тельхигов Саид
Ставрополь
Федеральный закон "О беженцах" (далее - Закон) рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Гарантируя защиту прав и основных свобод лица, ходатайствующего о признании его беженцем или признанного беженцем либо утратившего статус беженца, Закон в пункте 2 статьи 10 установил, что решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением этого Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Обжалование осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и обязанности граждан". Жалоба подается в суд по месту нахождения ответчика (юридическому адресу органа, действия которого обжалуются). Непосредственно в суд можно обжаловать решения и действия как территориальных органов, так и Федеральной миграционной службы. В вышестоящий орган или в суд могут быть обжалованы действия или бездействие не только миграционной службы, но и других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, связанные с исполнением Закона.
Кроме того, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы лица, ходатайствующего о признании беженцем или признанного беженцем либо утратившего статус беженца, суд установит несоответствие акта государственного или иного органа закону, решение принимается в соответствии с законом. Данное положение закреплено в части 2 статьи 120 Конституции РФ, регламентирующей действия суда при рассмотрении конкретного дела, который установив несоответствие правового акта закону не применяет его, а принимает решение, руководствуясь законом. Отказываясь от применения не соответствующего закону акта, суд может одновременно своим определением (постановлением) обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом, изменить или отменить его.
Куда можно направить жалобу лицу без гражданства на территориальное отделение УФМС для проведения в этом отделении проверки?
Погосов Михаил Геворкович
В соответствии с приказом МВД России от 2 декабря 2005 года № 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы»:
- территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС России.
- контроль за деятельностью территориального органа осуществляет ФМС России.
Если недобросовестные сотрудники территориального отдела, отделения УФМС по субъекту отказываются выполнять свои прямые должностные обязанности, то обратитесь с жалобой к начальнику территориального органа ФМС России. В случае жалобы для проведения проверки в самом территориальном органе ФМС России следует обращаться в центральный аппарат Федеральной миграционной службы.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу п. 94 Административного регламента Федеральной Миграционной Службы по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений граждан, утвержденного приказом ФМС от 08.06.2009 г. в случае, если в заявлении содержатся сведения о совершении федеральным государственным гражданским служащим ФМС России поступков, порочащих его честь и достоинство, иного нарушения государственным служащим ФМС России требований к служебному поведению, о наличии у государственного служащего ФМС России личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, директор ФМС России или его первый заместитель принимает решение о направлении заявления в Комиссию ФМС России по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
В случае обжалования решения миграционного органа об отказе предоставления статуса беженца, продлевается ли срок временного пребывания на территории РФ и необходима ли постановка на миграционный учет?
Асадуллах Азиз
Статья 10 Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 84 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 5 декабря 2007 г. N 452 в период рассмотрения жалобы на решение об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо об утрате или лишении статуса беженца может быть продлен срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации на основании его письменного заявления, поданного в произвольной форме, с представлением документа, подтверждающего его обращение в суд, либо копии жалобы в ФМС России с отметкой о ее приеме к рассмотрению или с приложением квитанции о заказном почтовом отправлении.
Согласно п. 77 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 г. N 159 в случае обжалования иностранным гражданином в ФМС России или в суде решения территориального органа ФМС России об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или в признании беженцем либо решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, либо действия (бездействия) территориального органа ФМС России, связанного с исполнением государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища, данный иностранный гражданин и члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок рассмотрения жалобы в ФМС России или в суде.
При обжаловании решения суда не вступившего в законную силу надо подавать кассационную или апелляционную жалобу?
Носиков Павел Геннадьевич Оренбург
Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее ГПК РФ). Настоящий федеральный закон вступил в полную силу с 01.01.2012 года. Таким образом, с 1 января 2012 года решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле.
В соответствии со ст. 321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями ст. 325 ГПК РФ.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.
При подаче в суд апелляционная жалоба должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 322 ГПК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 322 ГПК в апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой. Дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока (ст. 328 ГПК РФ).
Я гражданин Казахстана, в отношении меня вынесено решение о нежелательности пребывания в РФ по непонятным основаниям. Каков порядок действий для обжалования такого решения в суде? Какова будет подсудность по этому делу?
Султанов К. Псков
Компетентный орган государственной власти вправе принять решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Если такое решение принято, иностранный гражданин должен покинуть территорию Российской Федерации, иначе он будет депортирован. Такое решение также является законным основанием для последующего отказа в разрешении на повторный въезд рассматриваемого лица в Российскую Федерацию (статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод.
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. В заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Гражданину Казахстана вынесено решение о нежелательности пребывания в РФ по непонятным основаниям. После прохождения мед комиссии для трудоустройства ему пришло уведомление, по мед. справкам из Туб диспансера у него не выявлено никаких заболеваний. Каков порядок действий для обжалования органов исполнительной власти (в данном случае управление роспотребнадзора по СПб)? В вышестоящий орган направляли обращение об отмене решения, на что нам ответили, что надо решать в судебном порядке. Может быть вы подскажете более четкие действия? И какого рода жалобу писать в суд, на что ссылаться? Какова будет подсудность по этому делу (в какой суд подавать жалобу)?
Мусаев Иван Иванович Санкт-Петербург
Компетентный орган государственной власти, такой как Роспотребнадзор, вправе принять решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Такое решение может быть принято в отношении иностранного гражданина, если, в частности его проживание создает реальную угрозу здоровью населения. Если такое решение принято, иностранный гражданин должен покинуть территорию Российской Федерации, иначе он будет депортирован. Такое решение также является законным основанием для последующего отказа в разрешении на повторный въезд рассматриваемого лица в Российскую Федерацию (статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод.
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. В заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Наличие площадок, подобных Civitas.ru, помогает формированию в обществе (равно и в государственных и муниципальных органах) адекватного отношения к некоммерческим организациям, их миссии и формам деятельности. Кроме того, существование независимых источников социально-значимой информации, безусловно, способствует распространению среди населения знаний о собственных правах, методов и средствах их защиты, в т.ч. и с помощью соответствующих общественных организаций.