RSS
 

ПОДПИСКА

на сообщения о свежих поступлениях в разделы

Пресс-обзор
Вести с гражданских полей
Открытым текстом
Пресс-центр
Акции
События и комментарии
Введите (код защиты)
 



RSS Контакты Карта сайта Сегодня 30.04.2017 г

Я так считаю

К списку

Александр Зеличенко

День защитника отечества от чеченцев

День Советской Армии, простите, Защитника Отечества (почему-то сразу вспоминается "О бедном гусаре"...) или же день памяти о депортации чеченцев? День славы или день стыда? 

Для меня лично так вопрос никогда не стоял. Потому что 23-го (10-го по старому стилю) февраля родился мой отец. Когда-то это был семейный праздник, а последние почти уже сорок лет – как бежит время! – день памяти, вчера ему бы исполнилось 111 лет.

Папа, действительно, был защитником отечества – прошел всю войну от звонка до звонка. Только он не любил говорить об этом, слова не вытянешь... И ордена к моему мальчишескому огорчению никогда не надевал – только колодки. И Сталина очень не любил. Да, и не за что отцу было любить Сталина: пережив борьбу с космополитизмом, зимой 53-го в разгар дела врачей старший лейтенант и орденоносец решил сменить свою уж совсем явно-еврейскую фамилию на несколько менее очевидно еврейскую мамину. Украинско-подобная фамилия казалась тогда соломинкой в море антисемитизма, и государственного, и бытового. Еврейское отчество отец сменил на русское Харитонович еще раньше. Но что можно было сделать с именем – Исаак? Не менять же на Исая...

А мама большую часть войны провела в эвакуации как раз в Ингушетии. И видела депортацию своими глазами. Но из нее уж точно нельзя было и слова вытянуть об этом: она очень боялась за меня, как бы где чего не ляпнул. Культ не культ, а чего не случается...

В общем, обе эти темы – и защиты отечества, и депортации – мне близки даже лично. Но никогда они не сливались в одну – в защиту отечества от чеченцев. Потому что без гремучего, сжигающего стыда вспоминать сталинские депортации нельзя.

Если бы с самого начала не пошло бы у нас всё наперекосяк, то Днем России нужно было объявлять не день избрания Ельцина президентом, а день победы над путчем – 21 августа, а вот 23-го февраля нужно было сделать не Днем Защитника Отечества (бог бы с ней, с советской традицией "8-го марта для мужчин"), а Днем Стыда и Покаяния. Многое тогда повернулось бы в нашей истории по-другому.

И сегодня отношение к чеченскому вопросу служит лакмусовой бумажкой: что преобладает – страх и ненависть или же стыд? Если первое – дело плохо, от такого человека и от такой группы нужно сторониться. Если второе, то сторониться (по этой причине) не нужно.

Этим и был для меня интересен доклад Яшина. Ну, скажем, в сравнении с шумными последними публикациями Пионтковского или чуть менее шумными – Вишневского, в которых линия нашей вины перед чеченцами проводится ясно и последовательно.

О чем собрался поведать граду и миру Яшин? И в какой тональности? Собрался ли он раскрыть новые факты? Или – систематизировать факты известные? И как он будет их интерпретировать? В каком ключе? Акцентировать вину власти и увлеченного ею народа РФ перед чеченцами? Или, наоборот, затушевать ее? Это всё вопросы важнейшие – вопросы внутренней порядочности, чуткости к своей, к нашей коллективной подлости...

Реальность превзошла худшие ожидания. Намного превзошла. Доклад получился не аналитическим – пропагандистским. И с первых страниц от него идет очень плохой запах. Запах национализма, запах "русского марша". Раньше Яшин в таких пристрастиях мною замечен не был.
Как будто из телехронники осени 99-го перенесены на первые страницы доклада рассказы об "этнических чистках" в Чечне – "геноциде русских". Это отправная точка, камертон. И весь последющий текст настроен по этому камертону. Главные обвинение Кадырову в том, что он воевал с РФ, что был террористом (так зампред единственной настоящей оппозиционной партии называет воеваших за независимость Чечни), что мешал восстанавливать в Чечне конституционный порядок и проводить антитеррористическую операцию, начатую в ответ на экспансионистские, захватнические действия де-факто независимой Чечни Масхадова по отношению к соседним российским областям – Ингушетии и Дагестану. Такое вот виденье чеченской истории девяностых годов. Киселев, Соловьев и многие их товарищи должны бы аплодировать. И недаром автор цитирует таких интерпретаторов нашей новейшей истории, как Рогозин. Эта известная интерпретация. Интерпретация "русского марша", интерпретация "Хватит кормить Кавказ!" (в смягченном виде – "Не пора ли кончать со странной экономической моделью")...

Так ненавязчиво автор подводит читателя к мысли, что террористом и россиененавистником Кадыров и остался, и этим самым и представляет угрозу национальной безопасности РФ. Которую защищают от Кадырова наши силовики. Только вот не могут защитить – силов маловато.

Нет, и об остальном в середине доклада тоже сказано: и про преследования противников режима, и про их убийства, и про личное обогащение, и про клерикализацию. Есть всё это – не придерешься. Но... акцент. Акцент не на этом.

Не на том, что одни, московские (назовем их так) бандиты отдали Чечню в руки других, местных бандитов. И что те, местные навели в Чечне такой страх, в каком гордые горцы не жили никогда. И такой культ одного человека, которого там не было никогда. И такие поборы. И такое средневековое мракобесие, такой духовный регресс по сравнению даже с не чересчур духовными советскими годами, который и помыслить себе было нельзя.

Нормально, когда отставшая от поезда истории страна продолжает жить по законам 12-го века. Но не слишко часто можно видеть, как страна, жившая какое-то время более-менее нормальной, современной жизнью, обращает свое движение вспять. Только в Иране и в советских республиках мы наблюдаем такое "религиозное возрождение": когда со словами "Будем жить по-Божески" люди начинают бесноваться, бежать в сторону, от Бога прямо противоположную.

Есть ли угроза нашей национальной безопасности в том, что происходит в Чечне? Да, безусловно, есть. Только она не в том, что скрытый русофоб и бывший террорист (террористы тоже не бывают бывшими) собрался терроризировать Россию своим войском. А в том, что кадыровщина как худшее проявление путинизма раковой опухолью распространяется по РФ, неся с собой легализацию бандитизма в политике, мракобесия и жесточайшего террора по отношению к своему населению. Опасность здесь не в Кадырове лично. Опасность в кадыровщине. В перерастании путинизма в кадыровщину. Которое может произойти и без появления кавказского акцента в высших эшелонах власти. Вот от чего необходимо было бы защищаться: не от Кадырова – от кадыровщины.

Здесь Яшин с товарищами всё перевернул с ног на голову. И неслучайно Кадыров первым опубликовал яшинский доклад. Так он свои позиции в Чечне только упрочит: смотрите, братья, от какой беды я вас спасаю; за это и в фонд Кадырова не жалко немного раскошелиться. А то придет русский национализм, и устроит нам третью чеченскую. А оно нам надо? И московские силовики тоже докладу Яшина не огорчатся. Все же какие не какие, а защитники отечества. Пусть от чеченцев, но защитники. Всё же белое пятно на черной ауре. А националисты, так те просто аплодировать будут.

И не только они. Отдел АП, ответственный за регулирование протеста, тоже оценит эту работу по достоинству: еще одна инъекция национализма в протест и отравляет его, и ослабляет. И значит, "проект Парнас" работает.

24.02.2016

Версия для печати

Обсудить статью (1)
Понравилось     Не понравилось     Никак


К списку

© CIVITAS.RU 2001-2014 Все права защищены
При использовании материалов и цитировании ссылка (для интернет-ресурсов гиперссылка) на сайт обязательна

Наличие площадок, подобных Civitas.ru, помогает формированию в обществе (равно и в государственных и муниципальных органах) адекватного отношения к некоммерческим организациям, их миссии и формам деятельности. Кроме того, существование независимых источников социально-значимой информации, безусловно, способствует распространению среди населения знаний о собственных правах, методов и средствах их защиты, в т.ч. и с помощью соответствующих общественных организаций.


TopList Rambler's Top100

Яндекс цитирования Новотека Яндекс.Метрика

Наши кнопки

CIVITAS - ресурс гражданского общества Сайт CIVITAS.ru